О деле:
Артура Мкртчяна обвиняют по нескольким статьям Уголовного кодекса – за участие в преступном сообществе, похищении человека, разбое и бандитизме (ст. 210 ч. 2; ст. 126 ч. 3 п. а; ст. 162 ч. 4 п. п. а, б; ст. 209 ч. 2 УК РФ). Дело рассматривает суд присяжных в Санкт-Петербургском городском суде, судья – Константин Александрович Борисов.
22 июня началось рассмотрение дела с участием присяжных. До того несколько заседаний прошли в закрытом режиме, так как отбирали присяжных.
Помимо участников дела в заседании присутствовали слушательницы. Они беспрепятственно покидали зал во время заседания и возвращались. Ни судья, ни сотрудники ФССП на это внимания не обращали.
Первыми в зал зашли представители прокуратуры и приставы. Остальные оставались в коридоре до приглашения секретаря.
Приставы много раз предупреждали о запрете фото- и видеосъёмки.
После приглашение присяжных в зал вызвали потерпевшего Сергея Корсунова.
Подсудимого потерпевший «не припоминает». В момент рассматриваемых событий, в мае 2010 года мужчина работал директором ООО «Три Океана».
Организация ООО «ССС» была поставщиком товара – икры для «Трёх Океанов». ООО «Остров» также, как и «Три Океана», получала икру от «ССС», но их товар хранился на складе «Трёх Океанов» в холодильнике в порту.
В мае 2010 года 12,5 тонн икры, принадлежащих ООО «Остров», транспортировались по заявке «Острова» из СПб в Москву для реализации. Стоимость груза на тот момент примерно 15 млн рублей, в пересчёте на сегодня – около 50 млн. рублей (со слов потерпевшего).
Машину нанимал руководитель «Острова», и тот не стал страховать груз, как полагает потерпевший, исходя из экономии. Экспедитора на поездку привлекали.
Корсунов рассказывает, что после отгрузки икры он пошёл домой, а после ему позвонили и сообщили, что груз похитили на Митрофаньевском шоссе. Мужчина, узнав о пропаже груза от организатора отправки Рябова М. Ф., предпринял попытки найти украденную икру и обратился в РУВД.
В обязанности Рябова входил поиск экспедитора. Шадрина в качестве экспедитора привлёк «скорей всего» Рябов, полагает потерпевший.
Груз был обнаружен примерно через 2-3 дня по пути в Красное село. Несколько коробок икры (500 кг.) тогда отсутствовали.
Из разговора со следователем Корсунову известно, что к ограблению причастна организация армянской диаспоры, хозяин машины, на которой доставляли груз, – армянин.
Компания «Остров» создана Корсуновым, но потерпевший не числился в документах учредителем, ему принадлежала доля. Представителем компании Корсунов мог быть только по доверенности. Он же нашёл руководителя компании – Трофимова. Трофимов отвечал за поиск и заказ машины для транспортировки груза.
Потерпевший говорит, что Санасарян Р. Б. из фирмы «ССС» знал и доверял только ему, Корсунову. Потерпевший заказывал объём товара исходя из потребностей ООО «Остров». Икру не покупали у поставщика, а брали на реализацию, и деньги перечисляли из дохода от продажи фирмой «Остров» и «Три Океана».
С экспедитором Шадриным потерпевший не был знаком, но доверял ему, так как его «нашли» коллеги. Корсунов не может сказать, привлекали ли мужчину фирмой или задействованы личные связи.
Прокурор оглашает документы из материалов дела. Среди них письмо об уведомлении о выезде машины, доверенность на Герасимченко, копия счёта фактуры, товарная накладная. Все эти бумаги мужчина демонстрировал присяжным, проходя по рядам.
Ещё после нескольких вопросов потерпевшего Корсунова отпускают.
Для допроса вызывают свидетеля Давлетшина. Во время событий мужчина работал замдиректора корпорации “Пегас”. Корпорация занимались сдачей контейнеров в аренду.
Через несколько дней после заключения договора с фирмой (кажется «Три Океана»), Давлетшина вызвали в полицию. Вместе с полицейскими они открыли контейнер.
Что хранилось внутри, свидетель узнал только во время осмотра:
– Я не полицейский, – говорит Давлетшин. – Взял деньги, не проверяю.
Свидетель часто повторял, что он не полицейский, ни во что вникать не должен.
Защитник спросил у Давлетшина, видел ли он, чтобы сотрудники полиции забирали что-либо из контейнера.
– Мне сказали: “Чеши отсюда” – я ушёл, – жмёт плечами мужчина. – Машины ездили, но что ездили – не вникал, мне ни к чему.
Дату заключения контракта свидетель тоже не вспомнил:
– Я вчерашний день плохо помню!
Для допроса вызывают свидетеля Шадрина. На момент описываемых событий Шадрин работал на своего «тестя» в охранной фирме водителем.
Свидетель рассказал, что ему позвонил директор и предложил подзаработать, сопроводить машину с икрой. За работу обещали 10 000 рублей. Часть средств Шадрин получил авансом, часть обещали заплатить после выполнения работы.
С водителем Алексеем Герасимчуком свидетель познакомился на месте, около шести часов вечера мужчины выехали. Из-за неисправного датчика водитель несколько раз останавливался. На одной такой остановке Герасимчук вышел починить неполадку, оставив Шадрина в кабине одного.
Напарник не возвращался и спустя время в салон грузовика влез мужчина в маске и с пистолетом. Оружие, по словам свидетеля, было иностранным и выглядело внушительно. Незнакомец приказал проследовать в спальное место, сковал Шадрина в наручники, голову накрыл то ли полотенцем, то ли майкой. Мужчина в маске сел свидетелю на спину, а пистолет наставил в затылок. В таком положении они ехали минут сорок-час, после чего Шадрина пересадили в чёрный Мерседес. Тут Шадрину, хоть он и сидел между двух мужчин, развязали руки и дали воды.
– Не переживай, с тобой ничего не сделаем. Нам нужен только груз, – цитирует своих похитителей свидетель.
Шадрина привезли в «пустыри», какое-то время вели по тропинке, а потом оставили. Герасимчук уже был на месте. Неизвестные отпустили мужчин с условием, что те не будут двигаться в течении 10 минут.
Вначале мужчины были растеряны, но потом услышали шум дороги и решили двигаться в его направлении. Они поймали попутку и поехали в сторону метро Московская. Там Шадрин и позвонил Терёхину, своему зятю. Тот сказал звонить Рябову.
– Алексей вообще ничего не собирался сообщать, – говорит мужчина. – Ответственность на нём ведь за груз.
<…>
– По работе первый раз привлекался и очень сильно пожалел, – отвечает свидетель о своём опыте экспедитора. <…> – Опыта охранника раньше не было.
Груз Шадрин не осматривал перед поездкой. Никаких документов не оформлял, договорённости были устными. Мужчина несколько раз повторял, что ответственность была на водителе и за груз, и за доставку.
У свидетеля спрашивали, как он смог опознать пистолет.
– По цвету и по весу, – говорит свидетель. – Довольно-таки тяжёлый был, и по размеру.
– Когда опознание было? – задаёт вопрос адвокат. – Ну, год… 2010-й, 2018-й, 2015?
– Ну, 2018… Или в 2017-м…
– Скажите пожалуйста, вы сказали – по весу, сколько весил пистолет, которым вам угрожали в 2010 году? – адвокат.
– Ну… там, наверное, что-то… килограмм, – свидетель.
– А как вы определили вес пистолета в 2010-м?
– Потому что мне на голову надавили пистолетом, – отвечает мужчина. – У меня голова как весы.
– Голова как весы, вы сразу определили вес?
– Да.
– А при опознании прикладывали тоже к голове, чтобы определить…
– Тоже прикладывали, – говорит Шадрин.
К свидетелю закончились вопросы, и его отпустили.
© 2019-2021 Независимый общественный портал о беспристрастном судебном мониторинге