О деле: Алана Юрьевича Алборова, Магомедсолтана Абакаровича Иманмурзаева, Игоря Владимировича Лагиева обвиняют в разбое, совершенном организованной группой с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, а также в убийстве (ст. 162 ч. 4 п. п. а, в; ст. 105 ч. 2 п. п. ж, з УК РФ). По версии следствия, в марте 2021 года подсудимые совершили нападение на Ивана Тонкошкура: его связали и били, в результате потерпевший скончался. У убитого похитили ключи от квартиры, уже у двери квартиры совершили нападение на вторую потерпевшую – Ольгу: ее связали, избили и затащили в квартиру. Из квартиры похитили деньги, мобильный телефон и часы.
Защитники Вашакидзе, Хаславская, Тырин защищают, соответственно, Иманмурзаева, Лагиева, Алборова.
Дело рассматривает Санкт-Петербургский городской суд с участием присяжных. Судья – Галина Дмитриевна Пономарева.
Доставлены подсудимые, явились защитники (адвокаты Хаславская, Тырин, Вашакидзе), прокурор Ожиндовский, потерпевшие Сорокина и Тонкошкур, представитель Тонкошкур – адвокат Ушкевич, представитель Сорокиной – адвокат Караболин.
Начинается стадия обсуждения последствий вынесенного вердикта, слово предоставляют обвинению.
Прокурор предлагает исследовать (огласить) материалы дела в части “некоторых документов, имеющих отношении к данным о личностях подсудимых”
Хаславская комментирует, что большая часть исследована ранее, тем не менее всё равно их оглашают. Наибольший интерес представляет заключение судебно-психиатрической экспертизы – что Лагиев в полной мере отдаёт отчёт своим действиям, никаких диагнозов, смягчающих наказание, не имеет, и справка об отсутствии судимостей.
То же оглашается в отношении Алборова и Иманмурзаева (за одним исключением — Иманмурзаев имеет судимость по ст. 319 УК РФ).
Адвокат Ушкевич оглашает “документы в подтверждение [гражданского] заявленного иска”:
– В части расходов на похороны Тонкошкура, общей суммой около 900 тысяч рублей;
– Справка Ярцевской центральной районной больницы о наличии у потерпевшей Тонкошкур множества диагнозов, отягчающих состояние здоровья, ухудшевшееся после стрессовой ситуации с гибелью сына;
– Постановление о признании Тонкошкур Л. В. гражданским истцом, постановления о привлечении подсудимых в качестве гражданских ответчиков.
Ушкевич с позволения суда задаёт несколько вопросов своей доверительнице, которые сводятся к тому, почему все расходы на похороны оплачивал ИП Желнин.
Суд: А какой-либо договор с Желниным вы заключали, чтобы он занимался этим вопросом?
Ушкевич поясняет, что договоренность была устная, и в случае возникновения сомнений Желнина возможно допросить по ВКС с Ярцевским городским судом, чтобы он подтвердил данные обстоятельства.
Адвокат Караболин заявляет ходатайство о признании Сорокиной гражданским истцом, вручая суду и сторонам исковое заявление о возмещении причиненного преступлением морального вреда.
Прокурор, Тонкошкур и ее представитель поддерживают заявленное ходатайство. Вашакидзе выступает против, Хаславская, Тырин и Лагиев не возражают, остальные подсудимые не успевают высказаться, и суд не дожидается их ответа.
Судья признает Сорокину гражданским истцом, а подсудимых – гражданскими ответчиками, разъясняя им возникающие вследствие этого процессуальные права и обязанности.
Суд сообщает о поступлении в ответ на запрос копии свидетельства о смерти Владимира Карамудиновича Лагиева 1960 г.р., скончавшегося 27.07.2022 г., а также сведений из УФССП Дагестана, что в Каспийском городском отделении судебных приставов находится на исполнении уголовный штраф в размере 10 000 рублей в отношении Иманмурзаева.
Суд: Иманмурзаев, вы так и не оплатили штраф, да?
Иманмурзаев: Не успел, ваша честь.
Суд: С какого года там не успели?.. С 2021 года не успели. Понятно, хорошо.
Хаславская просит огласить чистосердечное признание Лагиева, протокол его допроса в части указания на участие Алборова и Иманмурзаева, чтобы “исследовать поведение Лагиева после задержания, отношение к совершенному деянию”, поскольку это необходимо для назначения наказания.
Суд: Поздно, надо было раньше, мы же не исследуем доказательства.
Хаславская: Ну, это просто как характеризующие личность, а не как доказательства. Можно даже в части огласить, именно касаемо того, что мой подзащитный с момента задержания сразу сообщал, какие соучастники, он их называет.
Суд: А что раньше-то, когда с присяжными мы дело слушали, не надо было вам это?
Лагиев: Так, ваша честь, меня обвиняли по тем статьям, по которым я не имею никакого отношения, как я мог чистосердечно признаваться в совершении убийства, которое я не совершал?
Суд: Не поняла, вы тут в убийстве признавались?
Лагиев: Нет.
Суд: Так а чего тогда не оглашали?
Лагиев (себе под нос): Ну, я как бы и не знал об этом…
Остальные участники процесса со стороны защиты оставляют разрешение ходатайства на усмотрение суда. Прокурор не против оглашения чистосердечного признания, однако возражает относительно протокола допроса виду того, что показания на стадии предварительного следствия могут быть оглашены только при “определенных обстоятельствах”.
Судья Пономарева отказывает в ходатайстве, т. к. после вынесения обвинительного вердикта исследованию подлежат лишь обстоятельства, связанные с квалификацией содеянного подсудимым, назначением ему наказания, разрешением гражданских исков и других вопросов. Исследование доказательств по существу обвинения не проводится.
Тырин ходатайствует о приобщении и оглашении справки об инвалидности матери Алборова.
Суд: А из чего следует, что это мать Алборова, скажите, пожалуйста?
Тырин: Из фамилии…
Суд: Из фамилии? У нас один на всю страну Алборов?
Тырин: Суду предоставлялась копия свидетельства о рождении Алборова…
Суд: Где эта копия свидетельства о рождении Алборова?
Тырин: Это я сейчас затрудняюсь сказать.
Суд: Я тоже.
Тырин отзывает ходатайство и обещает принести необходимые документы к следующему заседанию.
По предложению суда адвокат Ушкевич оглашает иск потерпевшей Тонкошкур ко всем подсудимым. Просит солидарно взыскать с подсудимых возмещение морального вреда в размере 2 млн рублей, а также понесенные расходы на похороны в сумме 913 209 рублей.
Суд: Скажите, пожалуйста, вы знакомы с вердиктом?
Ушкевич: Да, ваша честь, с вердиктом знаком…
Суд: Корректировать иск будете?
Ушкевич: Да, в прениях…
Суд: Не надо в прениях, в прениях уже поздно.
Ушкевич: Ваша честь, перед прениями иск будет откорректирован.
Суд: Что ж вы так подготовились-то все хорошо…
Судья уточняет у подсудимых и защитников, готовы ли они высказать позицию по иску Сорокиной. Те сходятся на том, что пока нет.
Суд: Выработаете общую позицию отношения к иску и уже перед прениями сформулируете уже конкретно суммы, что вы признаете, что не признаете, общую позицию. Плюс ко всему хотелось бы по поводу иску Лидии Ивановны, будем допрашивать Желнина или нам это необязательно? Вопрос о видеоконференцсвязи со Смоленском.
Хаславская замечает, что после корректировки иска, вероятно, этот вопрос будет актуален только для Иманмурзаева. Вашакидзе просит перерыв и отходит к аквариуму посовещаться с подзащитным.
Суд: Давайте соберемся 24-ого, будут откорректированы иски…
Вашакидзе: Ваша честь, по поводу ВКС сейчас высказываться или 24-ого?
Суд: Мы попробуем организовать ее.
Вашакидзе: Потому что я переговорил со своим подзащитным, у него есть по этому поводу свое мнение, он готов донести до суда, может, и не надо будет никакой видеоконференции. Как он мне сообщил, сумма, которую заявила Лидия Ивановна, и ее утверждение, что у них были устные договоренности, моего подзащитного полностью устраивает, поскольку у него оснований не доверять этому нет.
Суд: Ну, сегодня нет… Ваша позиция понятна, и тем не менее суд предпримет меры, чтобы организовать ВКС, а там будем уже решать вопросы по мере их поступления.
© 2019-2021 Независимый общественный портал о беспристрастном судебном мониторинге