О деле: Всеволода Анатольевича Королева обвиняют в публичном распространении ложной информации об использовании ВС РФ (дискредитации) по мотивам политической и (или) иной ненависти или вражды, путём размещения двух текстовых сообщений в социальной сети ВКонтакте.
Дело рассматривает Выборгский районный суд Санкт-Петербурга, председательствующая судья – Марина Викторовна Горячёва.
До начала процесса секретарь Алексеева выходит в коридор и требует, чтобы все потенциальные слушатели (около 20-25 человек) передали ей свои паспорта “для идентификации личностей”, заявляя, что это необходимо для допуска в зал. Большая часть публики выполняет ее требование несмотря на отсутствие каких-либо обоснований и ссылок на закон. Секретарь в ответ на все вопросы лишь повторяет, что действует по распоряжению судьи. Несколько человек открыто отказываются передать документы и спорят с секретарем, которая в итоге сдается и говорит, что пройти смогут все. На этом конфликт временно приостанавливается, однако проходит не менее часа прежде, чем заседание начинают и слушателей запускают в зал. Причины длительной задержки не объясняют. Паспорта на протяжении всего этого времени продолжают находиться у секретаря и возвращаются владельцам лишь после заседания.
В заседание доставлен Королев, явились защитник, адвокат Зырянова М. С., и гособвинитель – помощник прокурора Выборгского района СПб Акимов (в штатской одежде).
Судья открывает заседание и объявляет о начале слушания уголовного дела в отношении Королева, после чего интересуется, все ли слушатели “сдали” паспорта. Секретарь указывает на двух человек.
Суд: Из присутствующих в зале слушателей все участвующие сдали паспорта? Кто не сдал, встаньте, пожалуйста, по какой причине?
Слушатель: Я просто прочитал заднюю страницу паспорта, там написано, что только в соответствии с законами РФ паспорт может изыматься. Я попросил вашего секретаря суда, чтобы она мне сказала, в соответствии с каким законом РФ она хочет изъять у меня паспорт. Она мне ничего не ответила.
Суд: Давайте я вам поясню – суду требуются ваши паспорта, чтобы установить, что вы не являетесь свидетелем по уголовному делу, потому что свидетели не могут находиться в зале заседания. Суд должен убедиться, что вы свидетелями не являетесь, чтобы разрешить находиться вам дальше в зале.
Слушатели соглашаются передать свои документы судье, однако просят сразу их вернуть в связи с тем, что, возможно, возникнет необходимость уйти до завершения заседания.
Суд: Вы тогда, пожалуйста, сядьте на самый последний ряд, и когда вам надо будет уйти, тихонечко поднимете руку, я вам паспорт верну. Значит, я тогда сразу разъясняю порядок участия слушателей: никакие хождения в заседании не допускаются, поэтому если вы не располагаете свободным временем, чтобы находиться на протяжении всего судебного процесса, пожалуйста, в этот день в заседание не приходите. И еще раз разъясняю регламент, что если будут какие-то реплики с места, переговоры, слушатели будут сразу удаляться из зала, без предупреждений. Считайте, что предупреждение уже поступило.
Горячева возвращает документы, далее просматривает остальные переданные паспорта, обнаруживая, что несколько из них принадлежат родственникам Королева. Уточняет у адвоката, планируется ли заявлять их в качестве свидетелей. Зырянова отвечает отрицательно.
Суд ставит на обсуждение поступившие ходатайства представителей СМИ и слушателей о разрешении фото-, видеосъемки заседания, не зачитывая их и не называя имен заявителей.
Королев и его защитник выступают “за” удовлетворение ходатайств, гособвинитель просит отказать, сказав “ваша честь, я полагаю невозможным проведение фото- и видеосъемки”. Зырянова интересуется у него, в связи с чем, однако вопрос остается без ответа. С галерки раздаются сдавленные смешки.
Суд: Так, еще одно с места будет высказывание или смех – все будут слушать за дверью. Вы мешаете вести процесс.
“С учетом мнения государственного обвинителя” судья отказывает в разрешении фото-, видеосъемки, никак не аргументировав принятое решение.
Судья Горячева устанавливает личность подсудимого и разъясняет ему процессуальные права.
Всеволод Анатольевич Королев, образование высшее, в браке не состоит, детей нет, официально не трудоустроен, ранее не судим.
Зырянова заявляет ходатайство о возвращении дела прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению.
Согласно обвинительному заключению, Королева обвиняют в преступлении, предусмотренном п. “д” ч. 2 ст. 207.3 УК РФ.
Из обвинительного заключения следует, что Королеву вменяют размещение двух текстовых сообщений в соцсети ВКонтакте. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении следователь Диденко не указывает редакцию уголовного закона (статьи УК РФ), в соответствии с которой предъявляется обвинение. Из текста постановления о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительного заключения усматривается, что органы предварительного расследования предъявили обвинение Королеву в редакции ст. 207.3 УК РФ от 25.03.2022 г., которая фактически вступила в силу 05.04.2022 г. Соответственно, до этого статья действовала в редакции от 04.03.2022 г., и в ней не говорилось о распространении заведомо ложных сведений относительно действий органов госвласти РФ. При этом действие по публикации исходного сообщения было совершено до внесения и вступления в силу данных изменений. Таким образом, Королеву предъявлено обвинение в редакции закона, не вступившей в силу на момент совершения преступления. Диспозиция ст. 207.3 УК РФ в редакции от 25.03.2022 г. имеет более широкое толкование объективной стороны преступления, не соответствует редакции, действовавшей на момент действий Королева 15.03.2022 г.
Таким образом, обвинительное заключение составлено с существенными нарушениями. Указанные нарушения лишают Королева возможности знать, в чем конкретно его обвиняют, какие конкретно действия ему вменены, что нарушает его право на защиту и не может быть устранено при рассмотрении дела в суде.
Зырянова: Предвосхищая возможный комментарий прокурора, что данные действия носят длительный характер, являются длительным преступлением ввиду того, что они по-прежнему остаются публикациями, размещенными в сети “Интернет”, полагаю, что публикации в сети “Интернет” представляют собой оконченный состав в момент совершения публикации, далее никаких действий с публикацией не производилось. Поэтому полагаю, что действия по публикации каждого поста окончены в тот момент, когда пост опубликован.
Королев поддерживает позицию защитника, гособвинитель просит объявить перерыв для возможности ознакомления с ходатайством и подготовки аргументированного ответа.
Суд: Вы уверены, что вам хватит небольшого перерыва? Просто дальше у меня следующие дела уже назначены.
Гособвинитель: Если есть возможность, попросил бы отложить судебное заседание.
Возражений нет, судья Горячева удовлетворяет ходатайство гособвинителя, отложив заседание.
Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб |
---|---|---|---|---|---|---|
© 2019-2021 Независимый общественный портал о беспристрастном судебном мониторинге