О деле: Марка Александровича Купермана обвиняют по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ (публичные призывы к терроризму). 82-летнему правозащитнику с инвалидностью, передвигающемуся на инвалидной коляске, обвинение вменяет распространение документа с призывом насильственного свержения государственного строя, “совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой”.
Дело рассматривает Первый Восточный окружной военный суд (выездное заседание в Южно-Сахалинском гарнизонном военном суде), судья – Роман Евгеньевич Торопов.
Прибыли 2 свидетеля стороны защиты – Почанок Мария Владимировна и Молчанов Сергей Анатольевич. Судья установил личности свидетелей, зачитал им их права и перешел к допросу.
На вопросы судьи свидетельница Почанок ответила, что знает Купермана, так как он “помог вытащить” ее из Центра временного содержания иностранных граждан, куда она попала, так как была гражданкой Украины.
На вопросы подсудимого Купермана Почанок отвечает:
В переписке и общении Куперман поздравлял ее с праздниками. “План Запада” он ей не присылал, не призывал свергать власть, “запасаться взрывчаткой”, не критиковал ее сыновей-офицеров и Путина. Далее Почанок рассказала, как Куперман по доверенности помогал ей подать заявление в суд против депортации и получить гражданство РФ.
Адвокат Почанок опрашивает свидетеля для характеристики Купермана, та рассказала, как свидетель “вытащил её из ЦВСИГа [Центр временного содержания иностранных граждан, прим. ред.]”. Подытоживает характеристику так: “Очень положительный, многим людям помогал”. У обвинения вопросов нет.
Начинается допрос свидетеля Молчанова. На вопросы судьи он отвечает, что знает Купермана по работе в юридической сфере.
На вопросы Купермана свидетель отвечает, что знакомы они около 17 лет, подробно рассказывает, как они вместе помогали должностному лицу избежать незаконного наказания. “План Запада по свержению режима в России” Куперман свидетелю не присылал, как и листовки против власти. Адвокату характеризует Купермана как “положительного во всех смыслах”.
Обвинитель спрашивает Молчанова, о каком “собрании” он неоднократно говорил в своей речи. Молчанов отвечает, что не знает, что за собрание, он прочитал о нем только в СМИ после возбуждения дела.
Куперман уточняет ему: “Вас именно на собрание приглашал или на встречу?” Молчанов говорит, что не знает, а “все собрания должны быть отменены”.
У стороны защиты возражение на действия судьи и повторное ходатайство о приводе свидетеля Ермоленко, а также ходатайство об исключении доказательств. Сторона защиты ходатайствует о повторном проведении экспертизы по причине некорректной работы эксперта Щербаковой.
Прокурор возражает, суд отклоняет ходатайства.
Начинается допрос свидетеля обвинения, следователя по особо важным делам Шувакина Андрея Вячеславовича.
Прокурор и судья спрашивают Шувакина о протоколе допроса свидетельница Болтуновой Веры Анатольевны, Шувакин говорит, что протокол допроса велся корректно, Болтунова сама его читала. Шувакин не помнит, кого еще допрашивал по этому делу.
Второй свидетель обвинения – Рах Наталья Алексеевна, старший следователь второго отдела по расследованиям особо опасного дела города Южно-Сахалинск.
Когда Рах на вопросы судьи отвечает, что не имеет оснований для оговора Купермана, Куперман это судье не подтверждает. Судья спрашивает, какие основания Куперман имеет для такого утверждения, Куперман говорит, что “оснований куча”, но судья его прерывает.
На вопросы прокурора Рах отвечает: свидетели сами давали показания, с протоколами согласны, вопросы были им понятны. Рах знаком протокол допроса свидетельницы Грицай.
Подсудимый ходатайствует о повторном допросе свидетелей: Болтуновой, Шейко и Грицай – для прояснения противоречий в процессе. Сторона обвинения возразила, суд отклонил ходатайство.
Суд переходит к допросу подсудимого.
На вопросы адвоката Куперман отвечает:
Цель его организации – содействовать защите прав человека. Политическую позицию описывает фразой “Засунуть голову в песок – это не моя позиция”.
О рассылке 7 людям документа “План Запада” Куперман говорит, что ежемесячно рассылает до 50 материалов, на момент первого допроса он даже не помнил об этом документе, сейчас по материалам дела не отрицает рассылку. Документ он прочитал “по диагонали”, отнесся к нему негативно.
На встрече 16 января 2023 года обсудили этот документ, получив его от Пономарева, Куперман отозвался о нем как о революционном тексте в негативном смысле, “так как революция без крови не бывает”. После Куперман никогда не обсуждал этот документ. Он считает, что свидетель Калашников говорит обратное, так как “у человека несколько зависимостей, поэтому вынужден был занять компромиссную позицию”.
Обвинение подсудимый считает попыткой пресечь любое оппозиционное мнение.
После перерыва прокурор зачитывает высказывания Купермана из протокола встречи 16 января 2023 года. На вопросы прокурора Куперман отвечает: на собрании шла речь о правозащитной позиции, связанной с взаимоотношениями России с Украиной и мировым сообществом. Документ “План Запада” послал и обсуждал, чтобы люди были информированы и о насильственном варианте, так как без этого невозможно конструктивное обсуждение ненасильственного. К документу относится негативно.
Пользовался именно Telegram для рассылки документа, потому что там его и получил. На вопрос, почему пользуется Telegram и обсуждал ли с кем-то безопасность этого мессенджера, Куперман говорит о свободном выборе и праве на тайну переписки.
Далее на вопросы суда говорит о присутствовавших на встрече и о том, что “План Запада” не был главным поводом для встречи.
Подсудимый ходатайствует о приобщении к материалам дела документов, подтверждающие правозащитную деятельность, в том числе прошение о предоставлении льгот участникам “СВО”. Возражений нет, суд приобщает документы.
Заседание откладывается для подготовки сторон к прениям.
© 2019-2021 Независимый общественный портал о беспристрастном судебном мониторинге