В Красногвардейском районном суде Санкт-Петербурга рассматривается дело о нападении на иностранца по мотивам национальной ненависти. Двое подсудимых, Кулев Роман Николаевич и Смоликов Владислав Игоревич, обвиняются в покушении на убийство, а Кулев еще и в незаконном хранении оружия. 11 сентября состоялось очередное заседание.
Кроме участников процесса прибыли двое операторов телеканала Санкт-Петербург. До начала заседания они передают секретарю суда ходатайство о разрешении ведения видеосъемки.
В судебном заседании судьей Федоровой ходатайство не оглашается; неясно, было оно рассмотрено или нет. Оператор канала Санкт-Петербург снимает процесс, судья время от времени хмуро поглядывает на него, второй оператор шепчет «не снимай судью».
Подсудимые доставлены, помещены в клетку. Также присутствуют двое защитников и прокурор.
Суд не оглашает явку, доводит до сведения участников процесса, что произошла замена прежнего гособвинителя на старшего помощника прокурора Красногвардейского района Шибкова.
Ходатайств и отводов у участников процесса не имеется.
Прокурор предлагает допросить явившихся свидетелей, после чего определить дальнейший порядок исследования доказательств.
Возражений не имеется, суд переходит к допросу свидетелей.
Первый свидетель – Жабрин Игорь Станиславович, в настоящий момент работает заместителем по оперативной работе начальника 66 отдела полиции УМВД РФ по Красногвардейскому району СПб.
Свидетель на вопросы гособвинения поясняет следующее: подсудимые были задержаны ротой патрульно-постовой службы за мелкое хулиганство и доставлены в 26 отдел полиции осенью прошлого года. Свидетель на тот момент был старшим оперуполномоченным 26 отдела. Он производил личный досмотр Смоликова и опрашивал его на предмет националистических взглядов в кабинете уголовного розыска на 3 этаже указанного отдела полиции. Впоследствии он узнал от других сотрудников, что имеется видеозапись с камеры Городского мониторингового центра, где фигурирует данный гражданин и второй задержанный вместе с ним. Об этом было сообщено в отдел по борьбе с преступлениями против личности, и их уже стали отрабатывать на предмет причастности к совершению преступления.
Подсудимых обвиняют в том, что в середине сентября 2019 года подсудимые, находясь на Среднеохтинском пр. в ночное время суток, напали на гражданина азиатской внешности, нанеся ему несколько ударов ножом и залив газом из газового баллона.
Смоликов в объяснениях пояснил, что придерживается националистических взглядов и этого не скрывает, проживает в г.Москва, со своим знакомым Кулевым и еще одним несовершеннолетним прибыли на автомобиле в Санкт-Петербург к своему знакомому. Целью их визита было посмотреть город, а также участвовать в различных акциях, подраться, грубо говоря, с антифашистами. О намерении совершать нападения на иностранных граждан он свидетелю не рассказывал.
В ходе личного досмотра у Смоликова были обнаружены газовый баллон и мобильный телефон. Смоликов пояснил, что данные предметы принадлежат ему. Досмотр проводился в присутствии понятых, которым были разъяснены их права и обязанности.
Смоликов не возражал против участия в данном процессуальном действии, медицинскую помощь оказать не просил. Давления на Смоликова никем из присутствовавших лиц не оказывалось.
На вопросы стороны защиты свидетель поясняет, что изъятый у Смоликова газовый баллон был с сорванной пломбой, полностью замотан изолентой черного цвета, которая скрывала его название. Свидетель просматривал видеозапись. На видеозаписи было видно, как два гражданина идут за другим гражданином, заходят в арку, через некоторое время выходят обратно из нее. Более детально видеозапись не просматривал, ударов не видел.
Второй свидетель, Антипов Виталий Борисович, поясняет, что видел подсудимых в Александровской больнице г.СПб, когда находился там на лечении c 14 по 21 сентября 2019 года. К нему в палату зашли представители следственных органов, попросили поприсутствовать в качестве понятого на следственном мероприятии.
Его завели в перевязочную, объяснили, что сейчас будет происходить опознание. Следственные действия происходили в два этапа – утром и вечером. Утром одного привели на опознание, вечером – второго.
Присутствовали подсудимый и статисты, всем выдали листы с номерами. Привели потерпевшего. Когда ему задали вопрос, опознает ли он нападавшего, он ответил утвердительно, что опознает. Потерпевший пояснил на вопрос следователя, что вышел в магазин за соком, в это время разговаривал по мобильному телефону на узбекском языке, зашел в подворотню, где на него напали со спины, залили газом из перцового баллона и нанесли удары ножом.
Давление ни на подсудимых, ни на опознающего никем из присутствовавших не оказывалось.
Был составлен протокол следственного действия, свидетель с ним ознакомился, подтвердил достоверность его содержания.
Опознание второго подсудимого происходило при аналогичных обстоятельствах.
На вопросы защитников свидетель поясняет, что утром в тот день производилось опознание Смоликова, вечером – Кулева. Статисты были похожи на подсудимых ростом и телосложением, тоже короткостриженные. Потерпевшего привезли на опознание в кресле-каталке, грудь у него была перебинтована, опознавал он их четко, здраво, говорил ясно, на русском языке.
Свидетелю предъявляют подсудимых на опознание. Он подтверждает, что это те лица, которых он опознавал в тот день.
Третий свидетель, Тарасов Михаил Юрьевич, изначально утверждал, что ему «нечего показывать». На вопросы прокурора он все же поясняет, что видел подсудимых в Александровской больнице год назад в сентябре, ему там делали операцию. Сотрудники МВД пригласили его в качестве понятого принять участие в опознании. Свидетель был после операции, состояние у него было чуть-чуть неадекватное, пригласили добровольно-принудительно, и он плохо помнит те события.
Опознание происходило в дневное время, на опознании присутствовали подсудимый Смоликов и статисты, у всех были листы с номерами. Также присутствовали следователь, адвокат и потерпевший в коляске. Тарасов не помнит, были ли статисты похожи на подсудимых. Опознающий опознал Смоликова как человека, принимавшего участие в нападении на него. Давление ни на кого не оказывалось, претензий и возражений не поступало. Был составлен протокол следственного следствия [протокол предъявления лица для опознания], свидетель его прочитал и подписал.
На вопросы стороны защиты Тарасов поясняет, что в протокол вносились изменения, содержание которых он не помнит. Просит показать протокол, может, вспомнит.
Защитник Смоликова заявляет ходатайство об оглашении и предъявлении на обозрение свидетелю протокола его допроса от 7 апреля 2020 года следователем Ерпилиной, поскольку в нем имеется вычеркнутая часть текста, содержащая противоречие.
Возражений не имеется, суд предъявляет протокол свидетелю на обозрение.
Свидетель подтверждает, что подписал данный протокол. Вычеркнут какой-то фрагмент про шнурки. Вычеркнут свидетелем, поскольку он не помнит и не может подтвердить изложенную во фрагменте информацию.
Свидетель Хорев Ярослав Алексеевич дает показания в присутствии представителя – адвоката Соловьевой Натальи Алексеевны.
Соловьева заявляет ходатайство о приобщении к материалам дела документов об ознакомлении с протоколом допроса Хорева и ходатайство о дополнительном допросе свидетеля, а также ответ из прокуратуры Красногвардейского района о проверке изложенных доводов по вопросу возможных неправомерных действий в отношении свидетеля. На вопросы суда адвокат Соловьева поясняет, что о результатах проверки им так и не сообщили, дополнительный допрос Хорева также не был проведен.
Прокурор возражает против приобщения копий представленных документов, поскольку они не имеют доказательственного значения, не содержат ответов.
Суд также не усматривает достаточных оснований для приобщения, отказывает в удовлетворении заявленного ходатайства.
Суд переходит к допросу свидетеля.
Свидетель на вопросы прокурора поясняет, что знает подсудимых, Кулева – с весны 2019 года, переписывались с ним в социальной сети «ВКонтакте», лично с ним познакомился, когда тот приехал в Петербург в сентябре 2019 года, тогда же познакомился со Смоликовым, который прибыл вместе с Кулевым и еще одним несовершеннолетним знакомым, имени которого свидетель не помнит.
Подсудимые приехали в СПб на автомобиле с целью погулять по городу, спросили, где можно остановиться. Хорев согласился их приютить, проживал на тот момент в СПб. Кулев и Смоликов приехали в пятницу буквально на выходные и собирались уезжать в понедельник. В понедельник Хорев ушел на работу, как раз, когда они собирались уезжать. Впоследствии узнал из СМИ, что к нему в квартиру пришли оперативники и забрали их по подозрению в покушении на убийство.
Ножей и газовых баллонов у подсудимых не видел.
Подсудимые не обсуждали с ним вопросы об отношении к иностранным гражданам. Намерения совершать нападения на них также никем не высказывались и не обсуждались.
Хорев допрашивался следователем в рамках данного уголовного дела, на него оказывали давление, запугали оперативники, обнаружившие у него в кладовке какие-то вещества, из которых, по их утверждению, можно сделать бомбу, угрожали привлечением к уголовной ответственности. У него из квартиры было изъято множество вещей, значение которых свидетелю неизвестно, – то ли стиральные порошки, то ли еще что-то. Оперативники в процессе допроса сидели рядом, задавали параллельные допросы, говорили «поедешь как террорист». Протокол своего допроса подписал, не ознакомившись с его содержанием, его торопили «быстрей-быстрей».
На вопросы стороны защиты свидетель показывает, что проводил время с подсудимыми, гуляя по центру СПб, Кулев посетил сестру, гуляли, катались. Не видел подсудимых в ночь с воскресения на понедельник, а остальное время они находились с ним.
На дополнительном допросе Хорев хотел показать, что подсудимые не высказывали ему намерений совершения каких-либо противоправных действий. Не обсуждали националистические взгляды, свидетель мог только предположить, что Кулев придерживается «традиционных ценностей», судя по его славянским, скандинавским татуировкам.
Весной 2019 года Кулев финансово помогал жене свидетеля – Анастасии, отбывающей наказание в виде лишения свободы через группу «ВКонтакте», администрируемую свидетелем.
Кулев рассказывал, что учится в Бауманской академии, работает с металлическими изделиями, продает их.
Прокурор заявляет ходатайство об оглашении показаний свидетеля Хорева, данных на стадии предварительного следствия в связи с противоречиями.
Возражений не имеется, суд удовлетворяет заявленное ходатайство.
Прокурором оглашается протокол допроса свидетеля от 18 сентября 2019 года, время допроса: с 2 часов 15 минут по 2 часа 45 минут, допрос производился следователем Крепилиной в помещении УМВД РФ по Красногвардейскому району.
Свидетель по существу заданных вопросов пояснил, что три месяца назад познакомился с Кулевым в соц.сети «ВКонтакте», с которым впоследствии поддерживал общение на тему их общей идеологии в группах указанной социальной сети [речь идет о группах, закрытых за распространение запрещенных материалов]. Часто обсуждал с Кулевым, каким образом можно поддержать осужденных, отбывающих наказание за совершение преступлений в отношении лиц неславянской внешности. Все вышеуказанные группы направлены на общение людей с правыми и националистическими взглядами. Данные убеждения основаны на поддержании культуры национального рода.
Ранее был осужден за совершение преступления, которое совершил в отношении любовника своей девушки. Его нынешняя девушка, Анастасия, придерживается аналогичных взглядов, в настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ в отношении мужчины-киргиза.
Смоликов, Кулев и Волынов прибыли к нему 14 сентября 2019 года около 10 часов вечера. Они, как и свидетель, являются скинхедами, однако придерживаются более радикальных взглядов. Все действия Кулева и Смоликова направлены на борьбу с выходцами из стран Ближнего зарубежья, которые внешне непохожи на лиц славянской внешности. Борьба заключается в проведении акций в отношении лиц неславянской внешности, с избиениями и, возможно, убийствами последних с использованием специальных средств в виде газовых баллонов и ножей.
Кулев пригласил в Санкт-Петербург Смоликова, но сам свидетель не собирался принимать участие в подобных акциях.
17 сентября 2019 года после пробуждения свидетель уехал на работу, а подсудимые должны были собираться уезжать обратно в Москву.
Возражений и замечаний к протоколу не поступило.
Свидетель не согласен с оглашенными показаниями, согласен лишь в части, что знает подсудимых и что они жили у него. Не сообщал следователю никаких сведений о взглядах подсудимых, следователь это написала самостоятельно. Посещал указанные группы в соцсети «Вконтакте», однако не общался с подсудимыми по вопросам идеологии. Мог заявить, что сам придерживается субкультуры скинхедов, про подсудимых такого не говорил.
Ему не разъясняли право отказаться от допроса в ночное время, не дали позвонить адвокату, при изъявлении данного намерения отобрали у свидетеля телефон, угрожали привлечением к уголовной и административной ответственности, физической расправой. Как только следователю не нравились ответы Хорева, она говорила «хватит врать, отвечай то-то и то-то» и записывала.
Адвокат свидетеля повторно заявляет ходатайство о приобщении заявления о повторном допросе и обращения в прокуратуру; суд снова отказывает в его удовлетворении.
Гособвинитель полагает, что необходимо вызвать свидетеля для повторного допроса совместно со следователем Крепилиной для выяснения обстоятельств проведения данного следственного действия.
Суд удовлетворяет ходатайство прокурора, следующие судебные заседания назначает на 1 и 14 октября в 12:00.
© 2019-2021 Независимый общественный портал о беспристрастном судебном мониторинге