О деле: Гончар Людмила Владимировна обвиняется по ч. 1 ст. 282.3 УК РФ (финансирование экстремистской деятельности) за пожертвование ФБК* после того, как Московский городской суд признал организацию экстремистской 9 июня 2021 года, а первый апелляционный суд оставил это решение в силе 4 августа 2021 года.
Дело рассматривает Тимирязевский районный суд Москвы, председательствующий судья – Дмитрий Александрович Рысенков.
Заседание задержали на 30 минут.
Ходатайство СМИ “Известия” ходатайствует о фото- и видеосъемке процесса. Обе стороны возражали, и судья разрешил фото- и видеосъемку только во время оглашения решения.
Продолжается оглашение материалов дела. Огласили 4 и 5 тома.
Сторона обвинения заявляет о наличии двух свидетелей, чьи показания она хочет огласить, так как они “не смогли явиться”. Защита не возражает, ходатайство удовлетворено.
Показания свидетеля Аляудинова Рашида Якубовича.
В 2012 году учредил общества, которые занимались уходом за пожилыми людьми. Нанимал людей по договору подряда. В 2022 году общество ликвидировали. В 2019 вышел на пенсию. С Гончар он знаком с 2014 года, она была сиделкой в его обществе, произвела положительное впечатление. В России работала с 2010 года. Трудовой договор не заключали. Заработок был 50-70 тысяч рублей, он также предоставил ей квартиру (временную регистрацию), фактически она там не жила. Жила она в съемной квартире. Гончар – его сожительница, с первой женой не разводился. Она имела разрешение на проживание, до этого она приезжала на 90 суток, а потом продлевала. 17.08.2024 года уехала в Украину последний раз. В декабре 2024 вернулась, т.к. нашла вакансию. Когда она приехала, была задержана правоохранительными органами.
По мнению свидетеля, ее задержали за то, что она перевела деньги запрещенной организации. Он не знает, был ли это фонд или организация и когда был перевод.
Показания свидетеля Аляудиновой Алии Рафиковной, официальной жены предыдущего свидетеля.С Гончар не знакома, лично не видела, что она работала с мужем не знала, впервые о ней она узнала, когда на адрес стали поступать уведомления, потом был обыск по их адресу. Муж не сказал, что случилось. Не знала, что Гончар была зарегистрирована в квартире. На все последующие вопросы свидетельница отвечала, что ничего не знает. Ни про ФБК, ни про Навального, ни про экстремистское сообщество, ни про переводы с карты ее мужа.
Гончар отказалась от дачи показаний.
Гособвинитель просит огласить ее признательные показания, данные на этапе следствия. Защита и Гончар не возражают, судья удовлетворяет ходатайство.
В показаниях Гончар признает вину, сущность обвинений понятна. Раскаивается в содеянном и надеется на снисходительность, больше подобного делать не планирует.
Оглашенные показания Гончар подтвердила, в содеянном раскаивается.
Далее были вопросы по характеристике личности, их задавала защита. У Гончар пожилые родители с хроническими заболеваниями, проживают в Украине она им помогала, когда была на свободе. Есть также брат и сестра.
Сама Гончар не замужем, детей нет. Цель приезда в РФ – заработать денег. 9 декабря 2024 года была задержана.
Защита ходатайствует о приобшении “зеленой карты” Гончар, документов, подтверждающих фотографирование и дактилоскопическое исследование, временную регистрацию в Москве, миграционную карту, договор найма жилого помещения от 24.02.2024, благодарственное письмо, выданное Гончар как ответственному сотруднику, банковскую квитанцию банковскую о благотворительном взносе 15.000 руб. в фонд “Подари жизнь”.
Возражений нет, суд приобщает все документы.
Прокурор ходатайствует об исследовании протокола очной ставки Гончар и Аляудинова.
Никто не возражает, ходатайство удовлетворено.
В очной ставке говорится, что Гончар переводила средства ФБК, но как, когда и почему – не помнит. Она не подтвердила, что была сторонницей Навального.
Аляудинов сказал, что перевод был сделан, когда Гончар была в Украине, он сам не делал перевод, считает, что это мошенники перевели.
Суд переходит к прениям.
Гособвинитель просит учесть, что это тяжкое преступление, но при этом есть смягчающие обстоятельства: пожилые родители, признание вины, раскаяние. Нет отягчающих. Запрашивает 4 года лишения свободы с конфискацией телефона, который Гончар использовала для перевода.
Адвокат отмечает, что подсудимая признала вину и раскаялась. Просит назначить штраф ниже низшего предела.
Гончар в последнем слове отметила, что всегда уважала власть РФ, никогда не была сторонницей Навального, рассчитывает на справедливый приговор, просит наказание, не связанное с лишением свободы, штраф оплатить готова.
Судья назначил 3 года общего режима, меру пресечения оставить без изменений. Сотовый телефон конфисковать и обратить в собственность государства.
* ФБК признан экстремистской организацией, деятельность запрещена в РФ.