О деле: Хожаев Антон Евгеньевич, выпускник Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. По версии обвинения, был задержан при попытке пересечь границу с Украиной. Обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ст. 275 УК РФ (государственная измена), ст. 205.5 УК РФ (организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации); ч. 3 ст. 338 УК РФ (дезертирство); ч. 1 ст. 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств).
Дело рассматривает 2-й Западный окружной военный суд в коллегиальном составе: председательствующий судья – Евгений Васильевич Зубов, другие судьи – Михаил Юрьевич Новиков и Алексей Юрьевич Пешков.
Заседание начинается на час позже. Слушатели – 11 человек, включая журналистов и маму подсудимого. Сначала пресс-секретарь сказала, что заседание будет проходить в маленьком зале, который вмещает не более 3-4 человек. Но затем все же предложили более просторный зал, куда вошли 9 человек.
Председательствующий судья Зубов объявляет всех участников процесса.
Прокурор: Гецль (фамилия произнесена неразборчиво, адвокат позже сказал, что он тоже не знает фамилию прокурора).
Адвокат по соглашению: Владимир Билиенко.
Сегодня в прениях выступает подсудимый. На прошлых закрытых заседаниях выступили прокурор и адвокат.
Начиная выступление, подсудимый Хожаев заявляет, что обвинение не доказало его вину, а, напротив, оправдало его. Далее он зачитывает написанный ранее текст. “Я просто хотел помочь соседнему народу восстановить мир на их земле, выгнать оккупантов и государственных террористов со своей земли. Мои желания были самыми мирными”. Чем скорее кончится война, тем меньше “денежных и людских ресурсов” будет потрачено, в том числе российских. “Ни для кого не секрет, что сейчас в РФ признают всех и каждого террористом или экстремистом. Мои действия не были террористическими, наоборот”. Хожаев считает разумным квалифицировать его действия как “помощь Родине”, а не измену. … “Я не виноват в том, что сейчас никого не увольняют по собственному желанию или окончанию контракта. У меня не было иного выхода, кроме как оставить службу… Наконец, со всей серьезностью заявляю, что я был подвергнут пыткам и избиению со стороны сотрудников ФСБ. С этими нарушениями, сделанными после моего задержания, все остальные действия не могут быть законными, в том числе и приговор. Я требую вынести оправдательное решение!”
Суд предоставляет Хожаеву последнее слово.
Подсудимый встает. “Забавно наблюдать за тем, как меня ненавидят. Заврался, зазнался, зазвездился… Не забывайте, что я хотел стать офицером. Говорю тем, кто говорит про духовные скрепы, про «патриотизм» – я сначала пытался достучаться до россиян, а уже потом передал информацию и поехал воевать за Украину… В этом я и патриотичнее большинства россиян. …Перестаньте называть меня военнослужащим. Я не хочу ассоциироваться с биомусором, ведь российская армия – это грязная помойка, что доказали события 24 февраля 2022 года. Я не врал, когда говорил сотрудникам ФСБ, что не знаю никого лично из украинской полиции и СБУ. Пытать меня было необязательно!
В завершение своего последнего слова я хотел бы обратиться ко всему украинскому народу. Друзья мои, не бойтесь, будьте смелее, боритесь!”
В этот момент председательствующий судья Зубов прервал подсудимого и заявил, что он должен обращаться к суду, а не к украинскому народу.
Тогда Хожаев читает любимое стихотворение на украинском языке. Свое последнее слово Хожаев заканчивает: “Я невиновен. Слава Украине!”
Судья Зубов объявляет перерыв.
После перерыва слушатели входят в зал. Начальник службы приставов запрещает пользоваться телефонами, в том числе вести аудиозапись. Одна из слушательниц пытается доказать, что это ее конституционное право, но бесполезно. Пристав смотрит на нее в упор и грозит удалить из зала.
Входит тройка судей и один из них зачитывает резолютивную часть приговора.
Суд назначает наказание 23 года лишения свободы путем частичного сложения наказаний по перечисленным статьям. Суд постановил: конфисковать в пользу государства 9,5 тысяч рублей и телефон Xiaomi, изъятые во время следствия; уничтожить анкету Хожаева на вступление в Легион «”Свобода России”*; возвратить ему “тряпичное полотно прямоугольной формы”.
Первые 5 лет осужденный должен будет провести в тюрьме, остальной срок 18 лет – в колонии строгого режима. Ему также назначен штраф в размере 590 тысяч рублей, которые он должен выплатить лично.
* Организация признана в РФ террористической, ее деятельность запрещена.
© 2019-2021 Независимый общественный портал о беспристрастном судебном мониторинге