О деле: Марсов Дмитрий Николаевич обвиняется по ч. 1 ст. 282.3 УК РФ (финансирование экстремистской деятельности) за пожертвование ФБК* после того, как Московский городской суд признал организацию экстремистской 9 июня 2021 года, а первый апелляционный суд оставил это решение в силе 4 августа 2021 года.
Дело рассматривает Пресненский районный суд Москвы, председательствующий судья – Елена Дмитриевна Абрамова.
Заседание началось с задержкой 37 минут. Участвуют прокурор Фомина, три адвоката подсудимого Марсова (Соловьев, Тихонова, Качмазов) и он сам.
Прокурор зачитывает суть обвинения. Она говорит тихо и не очень разборчиво, подолгу ищет нужные места в деле. Суть обвинения – Марсов, поддерживая ФБК, 5 августа 21 года оформил подписку на ежемесячные платежи 300 рублей. Переводы шли 5 месяцев, в общем перевел 1500 рублей.
Марсов признает вину.
Прокурор просит огласить показания свидетелей из материалов дела, защита не возражает.
Свидетель Гришин Антон Андреевич, 1987 г.р. Осужден за финансирование ФБК. Рассказал, как ФБК разместила объявление “Нам нужна ваша помощь”, подписался на ежемесячный платеж 500 рублей, всего перевел 2500 рублей. Марсова не знает.
Прокурор ходатайствует об оглашении протоколов следственных действий. Подсудимый и защита не против.
Прокурор оглашает, как следствие обнаружило, что на Merchant ID ФБК* поступали переводы со счета Марсова в Сбербанке после признания ФБК* экстремистской организацией; рассказывает про исследования сайта ФБК*, приговоры Навальному, выписки из Сбербанка, ролик “Мы продолжаем”.
Адвокат Соловьев ходатайствует о приобщении 3 документов:
Обвинение не возражает, ходатайство удовлетворено.
Адвокат Тихонова ходатайствует о приобщении к материалам дела сведений о малолетнем ребенке Марсова Захаре: медицинских документах, где подтверждается, что после обыска и ареста Марсова ребенок получил диагноз.
Прокурор не возражает. Судья удовлетворяет ходатайство частично: приобщает медицинские документы, фото ребенка не приобщает, замечая повышенным тоном: “Я в очередной раз подчеркиваю! [что нельзя использовать фото малолетнего]”
Адвокат Качмазов ходатайствует о приобщении 4 благодарственных писем Марсову, в т.ч. за оказание помощи бойцам и их семьям, жителям приграничных регионов. Прокурор не возражает, ходатайство удовлетворено.
Начинается допрос подсудимого Марсова. На вопросы защиты Марсов отвечает:
Раскаялся в своих действиях еще когда в декабре 2021 года добровольно отписался от пожертвований ФБК, так как слова расходились с действиями. Подписывался “ради общего блага”, борьбы с коррупцией.
Имеет 4 несовершеннолетних детей. Ухаживает за матерью жены. Опасается онкологии из-за плохой наследственности, жалуется на проблемы со зрением. Никогда не был членом ФБК, знает их только “на экране монитора”. К действующего государственному и конституционному строю настроен лояльно. “Никогда не думал об акциях, противоправных действиях, митингах”. Со стороны СИЗО претензий нет.
Марсов отвечает на вопросы прокурора:
В 2021 году из-за ковида много сидел дома в интернете, случайно увидел в трендах Ютуба ролик ФБК “Мы продолжаем”. Ролик был эмоционально насыщенным, Марсов “пропустил мимо ушей, что ФБК признаны экстремистами”, не осознал, насколько это серьезно. Подчеркивает, что для оформления подписки не надо долго вводить данные, сайт сам их “подтягивает” из информации на смартфоне.
Когда прошло несколько месяцев, увидел, что члены ФБКуехали из страны, ругают страну и правительство, решил, что оплачивает их жизнь за границей и решил отписаться.
Прокурор: “А раньше они не были замечены в «поливании” в адрес государства?”
Марсов: “Я не оценивал, правильные они или нет, но видел, что борются с коррупцией. А сейчас СК, ФСБ возбуждают столько дел против коррупционеров, что ФБК не снилось”.
Всегда лояльно относился к государству, но считал, что для его нормального функционирования требуется оппонирование.
Прокурор спрашивает, есть ли у Марсова родители, хотя он уже до этого сказал, что они оба умерли, говоря о плохой наследственности по онкологии.
Вопросы задает адвокат Качмазов. Он очень жестко говорит Марсову: “Отвечайте коротко и по сути”. Марсов на вопросы отвечает, что в момент обыска сам открыл дверь полиции, дал пароль от устройств, сотрудничал со следствием. Качмазов снова резко говорит: “Коротко и по сути, еще раз повторяю”.
В прениях прокурор запрашивает Марсову лишение свободы сроком 4 года 6 месяцев, наложить арест на имущество.
Адвокат Соловьев говорит, что Марсов подписался на донаты ФБК* не из злого умысла. Также из чувства патриотизма добровольно отписался.
Адвокат Качмазов считает, что соразмерным деянию был бы срок, отсиженный в СИЗО, а штраф стократный сумме или максимальный.
Адвокат Тихонова также подчеркивает, что Марсов добровольно прекратил финансирование ФБК задолго до начала СВО, то есть до того, как пошла основная волна нахождения тех, кто донатил. Его малолетний ребенок страдает от отсутствия отца.
В последнем слове Марсов повторяет, что признает вину и раскаивается, подписался на донаты ФБК, думая, что жертвует на благое дело; отписался, поняв, что они не борются с коррупцией. Волнует судьба сына, которому без отца плохо.
Судья откладывает судебное заседание, удовлетворяя ходатайство прокурора. Заседание закончено.
* ФБК признан экстремистской организацией, деятельность запрещена в РФ.
© 2019-2021 Независимый общественный портал о беспристрастном судебном мониторинге